Авторская песня и УТОС

На стыке двух месяцев, на грани весны и лета, в то время, когда курортный сезон ещё не начался, а тепло уже пересекало границу летнего зноя, в Днепропетровске, точнее в Новомосковске Днепропетровской области, в 1990 году был проведён первый на Украине фестеваль авторской песни среди инвалидов по зрению. Инициаторами данного праздника стали молодёжные активисты Сергей Кудрин и Сергей Кит. Именно они, при поддержке генерального директора Днепропетровского предприятия, сумели воплотить в жизнь грандиозный проэкт.
На первый фестиваль приехало не так уж и много участников. За точность цифр ручаться не берусь, возможны ошибки, да и не организатор я. Но точно знаю, что авторов-исполнителей было всего 17 человек, и более двадцати исполнителей авторской песни. Тут надо разъяснить, что автор-исполнитель и просто исполнитель, суть разные понятия. Автор-исполнитель - сам сочиняет, сам исполняет. Допускается, что автор может представлять чужие стихи, но на свою музыку и в своём исполнении, или наоборот, свои стихи на чужую музыку. Конечно, это не совсем отвечает устоявшимся традициям авторской песни, но в то время организаторы решили не быть столь категоричными. Исполнители же просто исполняли песни известных авторов. Их, исполнителей, всегда больше, чем авторов.
На первый фестиваль приехали представители городов: Черновцы, Никополь, Одесса, Киев, Чернигов, Тернополь, Симфирополь... Это далеко не полный список, просто всех я уже не помню, т.к. последовавшие ряд фестивалей затмили первый напрочь своей известностью. Скажу лишь, что на фестиваль 1994-го года приехало так много народа, что организаторам пришлось срочно арендовать ещё одну из баз отдыха, потому как на приготовленной базе нехватало мест.
Освещали первый фестиваль в основном средства массовой информации Днепропетровска, видео канал "два плюс два" (материалы которого позже перекупила канадская видео компания), местная газета (название которой так же не припомню, но если понадобится посмотрю в архиве), а так же журналист от газеты "Проминь" Александр Биттнер. Представителем центрального правления был некий господин Динисенко (забыл как его звали), ответственный за спортивную деятельность в правлении. Если честно говорить, то он необладал правами даже представителя. Его прислали в качестве наблюдателя!.. В сущности, их, журналиста и физкультурника, отправили на фестиваль, не предполагая, что это мероприятие может так всколыхнуть молодёжь. Им даже не предоставили финансовой возможности для специального приза от правления утос и периодики, буде таковая необходимость возникнет. Александр Биттнер за свой счёт преобрёл приз и вручил его по окончании награждения лучшему от имени редакции газеты. Замечу, что редакция так и не удосужилась отметить сей факт. А журналисту пришлось ещё много дней и месяцев доказывать необходимость публикаций лучших песен с фестиваля во всеукраинской газете. Центральное правление во главе с председателем, сделали вид, что ничего не произошло. Не говоря уже о призах!.. Тогдашние фунционалы, как впрочем и нынешние, очень боялись и продолжают бояться настоящего творчества. И тем не менее, обычные средства массовой информации заметили это событие. В частности несколько киевских газет, в том числе и знаменитая "Коза", откликнулись на произошедшее событие. Промолчать было нельзя. Надо было срочно перехватывать инициативу. Но как? И господа бюрократы придумали.
Во всех журналах и газетах, издаваемых под эгидой центрального правления, было объявлено о проведении первого всеукраинского фестиваля авторской песни в Боерском доме отдыха первого марта 1991-го года. Это был откровенный плевок вместо помощи. Но с другой стороны, данное мероприятие чётко определило, где настоящие фестивали, а где фальшивка, что, несомненно, сыграло свою роль в будущем.
И так, все предприятия УТоС получили разнарядку отрядить на фестиваль самых лучших из художественной самодеятельности. Разумеется, оплатить дорогу и прочие расходы. У нас в Одессе тогда директором клуба был очень прогрессивный человек, прекрасный организатор, музыкант, великолепный администратор, и просто очень хороший человек, Анатолий Алексеевич Корчевный. Поскольку он принимал участие (то есть возил ребят в Днепропетровск и сам всё видел), для него не составило труда отобрать действительно самых лучших. А поскольку ограничений по количеству участников не давали, то он постарался на славу, дабы показать весь спектр народного творчества, в том числе и далеко не лучший.
В пику Днепропетровцам центральное правление пригласило в жюри известных киевских бардов Анатолия Духовного и Михаила Лемеша. Там, наверху, считали будто в Киеве лучших нет. Ой, как они ошибались. Я ничего не хочу сказать плохого о названных мной авторах, я просто хочу сказать, что после первого же выступления оба эти человека вышли к нам в фойе и извинились за комедию, но стать на защиту настоящей авторской песни они не смогли. Не знаю, может не захотели. все, присутствовашие в этот момент в фойе поняли этих людей и ни в чём не укорили ни тогда, ни в последствии. Чего не стану делать и я. Напомню лишь, что несколько месяцев спустя, начиная с того же 1991-го года в Днепропетровском жюри побывали такие авторы, что киевским функционалам и не снилось. Кстати, Игорь Теодорович Жук бывал там неоднократно. А вот Михаил лемеш так ниразу на наших фестивалях не появился. Нет, его приглашали. Он сам не приехал. Может стыдно стало?
И так, вернёмся в Боерку. Не буду останавливаться на бытовых вопросах, это не интересно, сразу приступлю к рассказу.
Авторской песней на этом, так называемом, фестивале и не пахло. Всё что угодно: художественная самодеятельность, смотр утосовских умельцев, хороводы и пляски под баян, аккордион и фортепиано. Даже бандура с кобзой была, а вот авторской песни там не было, за исключением нескольких человек, случайно затесавшихся среди этого завалявшегося, провонявшего нафталином, утосовского товара. Не стану я даже пытаться рассказывать вам о том, чего там пели, и как. Сие не передаваемо. Замечу лишь, что в Днепропетровске, несмотря на столь малое количество авторов качество произведений было несравнимо выше. Я как-то описывал некоторые фестивали, рассказывал об интереснейших людях, приезжавших туда, о потрясающей семье Завалишиных, и о многих других. Разумеется, на боерском фестивале таким людям делать было нечего. их просто топтали. В наглую, заплёвывали, запихивали, забивали ногами, как инородное тело.
Я не помню, кто тогда занял первое место, как не помню вторых и третьтих. Единственно, кому тогда удалось проявить себя и разделить с кем-то третье место, это Оксане Казимировой из Днепропетровска. Отличился на этом фестивале и я... Спел среди обычных авторских песен одну об Утосе, точнее даже об инвалидах-незрячих, за что и получил специальный приз в размере пятидесяти рублей, но за неимением таковых у организаторов в наличии, центральное правление поручило выплатить данное денежное вознаграждение головному предприятию. Получал я сей приз что-то около полугода, т.к. денег на предприятии, конечно же, не было. Когда же инфляция сожрала всю ценность данной суммы, я эти деньги всё-таки получил.
На второй фестиваль мы приехали просто отдохнуть, посмотреть Киев, понырять в днепре, но никак не для того, чтобы чего-то кому-то доказывать. Нам и раньше-то было всё ясно, но очень уж хотелось верить, что перемены в стране коснуться и протухшего УТоСа. Увы! Как говорил классик: "А воз и ныне там!".
Да, слух о Днепропетровском событии разлетелся по всему бывшему союзу. Но ребятам, организаторам, от этого легче не стало. Наоборот, их стали давить финансово. Ну ещё бы, попробуй-ка потягайся с богатеньким центральным правлением?! И тем не менее, ребята сделали так, что их фестивали запомнились всем, кто там хоть раз побывал. И никто больше не слыхал о Киевском фестивале, объявленном первым.

23 мая 2011 г. Одесса