Что наша жизнь? Игра!

Когда-то очень давно, даже не скажу в каком именно году, я впервые посмотрел телепередачу "Что? Где? Когда?". Вёл её человек, которого никто не видел. Историю этой скрытности все узнали много, очень много позже. Хотя не скрою, подобный приём "человек за кадром" оказался весьма удачным. Люди годами гадали, как же выглядит этот нехороший субъект, задающий такие каверзные вопросы. Но меня поразил не факт невидимости, а нечто иное. В игре знатокам задали вопрос, касающийся устройства разворачивания солнечной батареи в космосе, где нет притяжения. "Странно, - думал я, - учёные годами бились над этим изобретением, а игрокам за минуту надо решить данную проблему"! Невероятно, но факт! Знатоки сумели осилить эту задачку. Меня это поразило до глубины души. С тех пор я никогда не пропускал ни одной передачи.

За столько лет сменилось немалое количество игроков в клубе, который стал международным клубом знатоков. Ушёл из жизни его главный вдохновитель и создатель - Владимир Яковлевич Ворошилов, что резко изменило сам дух игры. То, что сейчас мы видим на экранах наших современных телевизоров, мало похоже на настоящую, искромётную, захватывающую игру истинных знатоков. Нет, я не хочу сказать, что нынешние знатоки хуже, просто они другие. Но это к делу не относится.

Когда появился наш голосовой чат, никому и в голову не могло прийти, что здесь можно устроить нечто подобное. Каких только разговоров не было, каких предположений, и всё же 12 октября 2007-го года состоялась первая релизовая игра. Вообще-то это была проба. Ведь никто не верил, что, находясь на расстоянии нескольких тысяч километров друг от друга, люди смогут объединиться в команду, почувствовать друг друга и суметь не только сыграть, но и найти верное решение, сделать из игры интернет-шоу!

И началось! В чат стали приходить всё новые и новые пользователи, которые стремились поиграть, а в результате находили здесь своих друзей, одноклассников, одношкольников, однокурсников и вообще знакомых по жизни. Несколько пар таким образом встретили друг друга и объединились в семьи. И всё это благодаря игре "Что? Где? Когда?". Это не преувеличение, это истинная правда.

В первом турнире, который начался 26-го октября 2007-го года, участвовало всего 3 команды. Все они были в большинстве своём сборные. Сборные в том смысле, что игроки жили в разных городах и даже странах. Как позже показала практика, команда, собранная на основе одного города, ни разу не выходила даже в полуфинал наших виртуальных игр. Чем это обусловлено? Возможно, игроки, разделённые расстоянием, доверяют друг другу больше. Может быть, влияют на игру отношения людей в реальной жизни. Не знаю. Пусть этим занимаются психологи. Я же отмечу лишь, что в первом нашем турнире был объявлен первый магистр виртуального интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?". Им стал Владимир Лукьянов из Москвы. Победители турнира получили призы, а магистр самую настоящую сову. И пусть она не была хрустальной, как в телевизионном варианте, но всё же очень похожа на подлинную.

Организовав первый турнир, я не думал, что окажусь у истоков данного движения. Своей задачей мне виделось лишь подтолкнуть к действиям энтузиастов, которые занялись бы организацией игры по-настоящему. Поэтому в следующем году место ведущего (хотя все до сих пор почему-то упорно называют его крупье) занял Владимир Лукьянов. Сравнивать турниры я не стану, хотя бы потому, что каждый из них был уникален. Каждый привнёс что-то новое, подсказал в каком направлении надо работать. Был объявлен второй магистр.

Следующие два турнира оказались самыми сложными. Трудности появились с самого начала. Нужны были вопросы. Их команды, в том числе и ведущие, брали из общей базы, доступной в Интернете. Но предыдущие турниры, к сожалению, продемонстрировали, что некоторые команды были не прочь воспользоваться поиском ответов в сети, а не думать своей головой. Тогда было принято решение начать сбор авторских вопросов. Однако и тут команды проявили безалаберность. Некоторые открыто тащили вопросы из базы, выдавая их за свои, некоторые из менее известных игр. Находились любители поживиться подсказкой, пользуясь услугами скайпа, аськи и просто смс-сообщений. Впрочем, обман всегда обнаруживался. И это, разумеется, не нравилось, да и сейчас не очень нравится некоторым. До сих пор существует несколько мнений по вопросу, что лучше: искать ответ своим умом или в интернете. Кое-кто объявил это своеобразным спортом. Только мы ведь играем не на умение найти ответ в поисковиках, а для собственного удовольствия.

Переход на авторские вопросы сразу же показал настоящий уровень команд. Надо признаться честно, не в пользу последних. И всё же игра продолжает жить. Ищутся новые варианты, новые подходы, неординарные решения. Конечно, очень бы хотелось самому поиграть, но видно не судьба! Желающего вести игру так и не нашлось, следовательно, место ведущего опять пустует. И хоть у нас уже 3 магистра, можно открывать магистрат, тем не менее, вся тяжесть в организации игры продолжает висеть на одном человеке. Настоящих энтузиастов игры за 3 года существования виртуального интеллектуального клуба так и не нашлось. А жаль!

Александр Медведев