История развития голосовых чатов и специфика "Libtown-VC"

Проект создания голосового чата, доступного для одновременного общения многих людей, разделённых огромными расстояниями, но встретившихся на просторах всемирной сети Интернет, существовал давно. Предпосылки его формирования наметились уже в конце 90-х годов — начале 2000-х. Ярким примером, иллюстрирующим это, явилось функционирование голосового чата «Speak freely», действовавшего благодаря инициативе нескольких пользователей в течение практически двух лет. Однако недостаточный уровень подготовки и технического оборудования не позволили данной идее развиться в тех исторических условиях.
Новая попытка реализовать подобную возможность возникла в августе 2007 года. Инициативной группой, при поддержке ООО «МОСТ», был создан голосовой чат на базе клиент-серверной программы «Ventrilo». Позже чат переехал на собственный хостинг «Lib-town.org.ua», а затем на «Lib-town.org» (программа «Team Talk» и собственная круглосуточная радиостанция) и «Lib-town.ru» (сайт). Он, в отличие от своего менее удачливого предшественника, сразу получил одобрение и всяческое содействие. И техническая, и социальная составляющие на этот раз оказались более подготовленными к такому прогрессивному шагу.
Данный web-ресурс включает в себя серверную часть «Ventrilo» и сайт, на котором публикуются новости чата, выложен клиентский дистрибутив программного обеспечения, скрипты и русификация для программы экранного доступа «Jaws», а также архивные аудиозаписи проводимых мероприятий.
Голосовой чат поддерживается и администрируется незрячими пользователями:

  • Андрей Стегницкий — техническое обслуживание, юрист, Украина, г. Львов;
  • Александр Медведев — модератор, музыкант, Украина, г. Одесса;
  • Светлана Медведева — модератор, ведущая сайта и новостной рассылки, выпускница философского факультета, Украина, г. Одесса;
  • Юрий Новиков — модератор, начальник отдела технической поддержки пользователей.

На добровольных основах чату помогают пользователи: Рифкат Гардиев, Ольга Стройлова, Елена Никитина, Сергей Шагаевский, Лариса Ткаченко, Валерия Варзакова, Мария Расстанаева, Владимир Лукьянов, Михаил Ермаков и др.
На сегодняшний день участниками «Voicechat» являются около тысячи человек со всех уголков бывшего СССР и ближнего зарубежья. Это пользователи Украины, России (от Владивостока до западных границ), Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, стран Балтии, Польши, Израиля, Германии, Канады и даже США. По социальному статусу, уровню владения персональным компьютером, возрасту и личностным интересам аудитория очень разнообразна. Это и школьники, и студенты, и работающие, и сидящие дома в связи с инвалидностью. Среди чатеров значительный процент составляют те, кто занимается различными видами творчества: музыканты, литераторы, увлекающиеся дизайном, поэзией, театром, радиолюбительством, коллекционированием. В основной своей массе это, конечно, незрячие и слабовидящие. Но администрацией голосового чата прилагаются все усилия для того, чтобы преодолеть этот барьер, превратив настоящее Интернет-общение в коммуникативный процесс, в котором наравне будут задействованы как люди с физическими ограничениями, так и условно здоровые. Кроме того, предпринимаются шаги к расширению аудитории засчёт привлечения инвалидов других нозалогий.
Главной целью, преследовавшейся при организации «Voicechat», без сомнения, можно считать цель, ориентированную на предоставление каждому человеку — участнику проекта — способов, инструментов и площадки для самореализации, выражения собственного творческого и общественно-полезного потенциала. В результате следования линии культурной реабилитации, избранной в качестве основы и фундамента, на которых базируется голосовой чат, на свет появились виртуально-интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», идея аудио-театра, находящаяся сейчас на стадии активной реорганизации, прошедшие встречи и лекции (интервью с Алексом Экслером, Максимом Мошковым, Борисом Бурдой, доклады об ИПР и говорящих тифлоприборах), кулинарная передача «Сам себе кашевар», публичные обсуждения и уроки для опытных и начинающих пользователей компьютера (урок по музыкальному редактору «Adobe audition» и публичное обсуждение Интернет-пейджера «Miranda»), занятия иностранными языками (английский, испанский, эсперанто, французский), шахматные и шашечные сообщества, клуб психологической помощи, онлайн-концерты, поэтические вечера, «Игротека», кроссворды, собрания Либ-таунского географического и астрономического обществ, клуб любителей тайн.
Естественно, что «Ventrilo» не является монополистом в сфере предоставления услуг голосового общения. Лидерами в данной области сейчас считаются программы «Skype», «Im2Phone», «SipNet», «Wiper», «WhatsApp». Однако все эти программы являются клиентскими. Среди сервер-клиентских продуктов можно выделить только два ведущих: «Ventrilo» и «Team talk». Клиентская программа отличается от сервер-клиентской в первую очередь тем, что позволяет легко устанавливать прямой контакт только с любым пользователем из личного списка абонентов. Проведение конференц-связи возможно, но лишь при условии, что человек, выступающий в роли организатора проекта, в котором будут принимать участие остальные, находится в данный момент подключенным к Интернету и, к примеру, системе «Skype». Таким образом, на лицо зависимость проведения научной или культурной программы (круглого стола, встречи, интервью, обсуждения) от одного пользователя — координатора или его заместителя.
Сервер-клиентская программа действует по иному принципу. Наличие серверной части позволяет создавать комплексы комнат, зафиксированных на сервере, круглосуточно включённом в web-структуры. Мероприятие, запланированное в рамках такого голосового чата, не зависит от наличия тех либо иных пользователей в сети; конференц-связь является не дополнительной возможностью, а приоритетным видом общения, наряду с приватным, осуществляющимся в специально отведённых местах, защищённых паролем от проникновения случайных людей и просто любопытствующих.
Ещё одним преимуществом сервер-клиентской программы над клиентской можно назвать качество передачи голоса и простое управление специальными кодеками, предназначенными для сжатия и компрессии аудио-данных. Для сравнения приведём статистику потребления трафика программой «Skype» и голосовым чатом «Ventrilo»: первый потребляет
за час общения (в индивидуальном порядке или при конференц-связи) приблизительно 15-17 мегабайт; второй при межличностном общении (2-3 человека) потребляет не более 3-5 мегабайт трафика, а во время конференций, в которых единовременно принимают участие до 30 человек, количество трафика возрастает до 7-10 мегабайт в час.
И, наконец, если продолжать аналогию сравнения «Ventrilo» со «Skype», следует отметить тот факт, что голосовой чат представляется более либеральным, поскольку позволяет использовать свои услуги не только пользователям, имеющим высокие скорости подключения (выделенная линия, ADsl, спутниковый Интернет), но и тем, кто пользуется обычными модемами, а также технологией мобильного Интернета — gprs. Для «Im2Phone» и «SibNet» данная характеристика менее значима, т.к. они допускают возможность работы со своими сервисами при помощи deal-up соединений.
Резюмируя выше сказанное, несложно сделать выводы о перспективности дальнейшего развития проекта голосового чата. Он занял свою социо-культурную нишу во всемирной сети Интернет, нашёл логичное и полезное применение. «Voicechat» стал центром и сосредоточением активной творческой жизни людей с нарушениями зрения, а также всех заинтересованных и стремящихся к реализации своих возможностей и талантов. Первые весьма плодотворные итоги — проведение серии виртуально-интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», докладов, встреч, лекций и уроков. Дистанционно-образовательный потенциал «Ventrilo» ещё до конца не оценён, а ведь эта программа может также быть использована в качестве места встреч учеников и преподавателей, проведения интерактивных консультаций, экзаменов и тестирования.
Задача администрации голосового ресурса не просто быть руководителями и генераторами новых увлекательных идей, позволяющих самореализовываться пользователям, но и привлекать внимание общественности к своей деятельности, изыскивать способы для обеспечения дальнейшей эволюции «Voicechat», ведь проект является благотворительным и некоммерческим. Однако знаковым и красноречивым выглядит их девиз, объединяющий проекты «Voicechat» и литературный виртуальный Интернет-город (международное творческое объединение талантливых инвалидов) «Lib-town»: ТАЛАНТАМ НУЖНО ПОМОГАТЬ — БЕЗДАРНОСТИ ПРОБЬЮТСЯ САМИ!