Традиционное женское фэнтези: что это такое?

Сегодня всё чаще можно увидеть эту формулировку на страницах электронных библиотек. Причём, как в ироническом, так и во вполне положительном смыслах. Явление довольно распространённое и широко известное, судя по частоте его упоминания и высоким рейтингам продаж фантастической литературы, причисленной к этому новому жанру. Я специально занялась изучением данного вопроса. В мой список попали следующие известные личности: О. Громыко, Е. Петрова, О. Панкеева, Н. Первухина, А. Ветер, О. Безмирная, Ю. Морозова, Е. Самойлова, М. Ефиминюк, О. Мяхар, Н. Федотова и др.

Если предельно сжато, то типичный сюжет женского фентези строится приблизительно так (нужное подчеркнуть):

1. Главная героиня — ведьма (девушка со способностями, избранная, украденная принцесса, храбрая воительница);
2. Она попадает в параллельный мир, где обязательно в ассортименте есть гномы, драконы, тролли, вампиры, рыцари, колдуны и настоящий злодей, с которым ей, естественно, предстоит сражаться;
3. Девушку ждёт небывалый фурор среди тамошних представителей сильной половины человечества, даже если в своём мире она не пользовалась популярностью. О ней тайно вздыхают эльфы (от 1 до3), рыцари (неограниченно), вампиры (нескольких достаточно), принцы или великие полководцы — 1 шт. Может, даже сам злодей, если он молод и привлекателен;
4. В числе друзей, приобретённых нашей героиней на тернистом пути (она стремится попасть домой, т.е. в родной мир, и это при том, что ей уготована роль императрицы или верховной магички), оказываются гоблины, некроманты, вервольфы, русалки и пр.
5.Апофеозом всего становится развязка. Девушка влюбилась. Понятно это с первых страниц, но на протяжении всего повествования все (включая автора и читателя) делают вид, будто ничего не замечают, как не замечают чувств друг друга центральные персонажи. Ведут себя они странно: ссорятся, попадая в самые нелепые переделки. Шиком считается уронить товарища в кусты малины или спасти от жуткого зверя, чтобы затем всю дорогу пенять: «Боже, за что мне это наказание, надо было тебя скормить тому милому оборотню!»;
6. Итогом многостраничных мучений является свадьба. Особенная черта всех произведений в стиле женское фентези заключается в странном нежелании главной героини выходить замуж за прекрасного принца (эльфа, коронованного вампира, царя оборотней, легендарного полководца). Из-под венца девушка буквально убегает... Но никто не позволит сорвать долгожданный happy end! Конечно, её ловят предусмотрительные подруги, упаковывают в роскошное платье и препровождают к истосковавшемуся супругу, ожидающему счастливого момента, когда законным образом сможет припомнить своей второй половинке и малинник, и оборотня, и всё остальное.

Из всех выше перечисленных авторов, пожалуй, отдельного внимания заслуживают лишь книги О. Громыко и Е. Самойловой. Всё остальное — перепевки, комбинаторика и пр. ухищрения. Некоторые, в частности О. Мяхар и М. Ефиминюк, вовсе не скрывают того, что пишут по мотивам книг О. Громыко.

Определённой самостоятельностью отличается и О. Панкеева. Но это чтение на любителя. Весьма специфический подход с техническо-эротическим уклоном. Е. Петрову можно похвалить разве что за совершенно замечательный образ Лейны — героини одноимённого романа. Крайне милая и бесконечно ироничная стервочка.

Н. Первухина тяготеет к китайской мифологии, а вместе с тем — к А. Белянину. В серии её книг под общим названием «Ведьма» (очень традиционное название для женского фентези), в чертах главного персонажа мужского пола — писателя-фантаста, у которого женой становится та самая ведьма, означенная в заголовке, явственно просматривается знакомый характер.

О. Безмирная порадует Вас серией «Записки дроу по прозвищу Гром». Небольшое приятное разнообразие — в главной роли красавец тёмный эльф. Правда, в претендентках на «вечную любовь» ходит светлая эльфийка. Банально, однако...

Ю. Морозова назвала свой благославенный труд «Телохранитель для мессии». За основу взята и раздута до чрезвычайности ситуация с нежеланием выходить замуж за императора. Впрочем, надо отдать должное автору, девушку всё равно насильно обвенчали. После чего она благополучно бежала и до сих пор скитается где-то по лесам и степям чужого мира в компании воинствующих феминисток и одного горгона (горгоны-мужчины) в поисках обратной дороги домой.

А Н. Федотова, не мудрствуя лукаво, свою героиню выдала замуж за большого злодея. Точнее, его сына. В общем, за плохого парня, у которого проснулась совесть, когда он полюбил «любовью чистой» огневолосую предводительницу варваров с очаровательным мышонком на плече.

А. Ветер свою «Миледи трёх миров», вопреки жанру, снабжает мужем не из дворянского сословия. Он у неё... Кто бы Вы думали? Правильно, ветер. Маг такой особый. Один из трёх братьев. И почему она выбрала именно этого — остаётся вопросом риторическим. Кстати, действие романа совершенно органично происходит в обоих мирах: и нашем, и параллельном. А во второй части дражайшая Миледи уже обзаводится малолетним наследником, приносящим массу хлопот. Дети с волшебным даром (аля Гарри Поттер) вообще трудно поддаются воспитанию и непопаданию во всякие страшненькие истории.

Ещё одна характерная чёрточка женского фентези — отождествление центрального действующего лица с собой любимой. Это прослеживается наиболее явственно у О. Громыко в серии с навязшим в зубах названием «Ведьма». Девушка носит имя Вольха — древнеславянский аналог Ольги. Кроме того, у Е. Петровой, где главную героиню так и зовут — Лена. Правда, в параллельном мире её немного переименовывают, и на свет появляется Лейна.

Резюмируя всё выше изложенное, хочу дать совет: если Вам скучно, нечем заняться, а думать совсем неможется — читайте традиционное женское фентези. Читайте его и тогда, когда Вы одиноки, несчастны, мучаетесь тоской и гипохондрией или мечтаете о прекрасном принце. Веселее всех пишут М. Ефиминюк и Е. Петрова. несколько часов здорового смеха Вам обеспечены. Только не распугайте соседей...